Персональная юбилейная выставка Дашковой Татьяны Николаевны
Омское региональное отделение
Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»
Пресс-релиз
1 октября 2024 года в 18 часов
в выставочном зале Дома художника открывается юбилейная персональная
выставка работ «Со-творение овала: от идеального к сакральному»
Дашковой Татьяны Николаевны, члена Союза художников с 2007 года
Все моё творчество посвящено ЧЕЛОВЕКУ. Его тайне, его пути, его предназначению.
Художник в процессе работы становится целью, средством и объектом исследования собственного сознания. Явление и феномен овала, которые я изучаю, есть встроенное в сознание и психику человека некое цельное образование.
Понимание этого пришло позже. Сначала овал был для меня скорее объектом, чем субъектом. Одновременно зарождался и пребывал в становлении принципиальный вопрос: зачем художник входит в силовое поле творческого процесса? Зачем это ему нужно?
Ясность этого вопроса вскоре стала очевидной: встроить в контексте традиционного подхода (взгляда на изобразительное искусство) такое, где идея самопознания стоит на первом, основном, центральном месте. И где продукт (результат) не является главным.
Искусство может и должно быть мощным средством изменения сознания (прежде всего самого художника), влекущее за собой реальное изменение действительности. Ведь знание не имеет смысла, если оно не меняет жизнь. Картина, как продукт трансформации конкретного человека, стоит между картиной как ИДОЛОМ (влиятельная и скрытая идеология) и ИКОНОЙ, как скрытым ликом Бога.
Когда состоялась моя встреча с овалом, в нем я увидела, прежде всего, ЛИК, как скрытую божественную сущность формы. И для себя поставила ещё одну задачу - через эту форму приобрести понимание возникновения ОБРАЗА.
Форма овала - она в нас, это аналоговая категория, с помощью которой мы можем создать параллели и изучать как одну форму (человека), так и другую, которая также неоднозначна и имеет двойственную природу.
Ведь как явление, овал не обладает онтологическим бытием; т.е. не существует в нашем понимании. Оно - суть явление чего-то другого (в частности человека). А как феномен-форма овала обладает таким же бытием как феномен человека. В Манифесте 2014 года я написала: «Знакомство с формой овала делится на ВСТРЕЧУ и (или) на интеллектуальное постижение.
Вот эта ВСТРЕЧА – озарение, интуитивное узнавание, если главное, что меня поразило в этой форме. Нечто целостное, не зависящее ни от каких знаний и реально существующее. Овал, как реальность, имеет собственную индивидуальность. И в качестве индивидуальности должен не объясняться, а пониматься.
И очевидное еще то, что момент встречи нарушает логическое, поступательное движение времени. УЗНАВАНИЕ-ВСТРЕЧА – это всегда определенный квантовый переход в сознании. Чувство, переходящее в ЧУВСТВОЗНАНИЕ. Целостность овала, его не раздельность, его тотальность - аналогична человеческой природе.
В этом вживании, в чувствовании, в этой глубинной интуиции феномен овала является нам как сакральный и обладающий собственной индивидуальностью.
И было бы большой ошибкой считать, что ЧЕЛОВЕК в его непостижимой бесконечности и ОВАЛ бесконечной непостижимости что-то отдельно существующее. Мы внутри себя узнаем самих себя!
Что же такое идеальное и сакральное, в моем понимании, в контексте выставки? ИДЕАЛЬНОЕ – это сокрытая природа человека (всех видимых «явленных» предметов). Это тот самый закон, начало, принцип. Это исток. Форма овала выстраивается по законам геометрии - это равноценное, равноправное существование двух идеальных кругов, проходящих окружностями через центр друг друга.
Находясь в физическом мире мы понимаем, что идеальное - это только калька, матрица, образец. Это не совсем движение, это скорее покой, где определены границы движения и где заданы параметры возможного в физическом мире.
САКРАЛЬНОЕ – это то, что перешло, вышло из не существования (покоя), сохранило в себе фундаментально идеальный овал (как закон), идеальные построения, но претерпело существенные изменения.
Войдя в царство регулируемого хаоса (физического мира), овал, как форма, бесконечно трансформируется в потоке времени.
Нужны очень сильные человеческие духовные усилия, что бы удерживать то ИЗНАЧАЛЬНОЕ, заложенное в основу бытия.
Направление от идеального к сакральному - условность, памятуя время, поступательное и разделяющее. Если раньше сакральное относилось только к религиозному культу и ритуалу, то моё понимание, что ЖИЗНЬ, именно жизнь, во всей её полноте, священна.
Даже в несовершенную человеческую клетку уже заложена вся информация, которая развернется во времени.
Жизнь человеку дана, как возможность к преображению.
Всё движется, единственное, что постоянно - это порождающие СУЩЕЕ принципы.
Это форма овала, то, что в него в00ложено и то, что человеку предстоит преодолеть. Найти устойчивость, снять трагичность отношения человека ко времени, найти то, что ПОСТОЯННО.
Вот только малая часть того, что даёт взаимодействие с ОВАЛОМ.
Выставка работает с 1 по 20 октября 2024 года
в Доме художника, по адресу: ул. Лермонтова, д. 8.
Режим работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Справки по тел. 31-20-61.
Назад