Image

Открытие выставки Елена Гришаевой и Ксении Романенко «Мой дом летает»

Омское региональное отделение ВТОО «Союз художников России»
1 сентября 2022 года в 17 часов
в выставочном зале Дома художника
состоится открытие выставки "Мой дом летает"
Елена Гришаева (живопись)/ Ксения Романенко (графика)
Пресс-релиз выставки

Дом. Это одно из самых ёмких, сильных и интимных слов. Это место, время и люди. Это цвет, свет, запахи и звуки. Это защита от мира и окно в этот мир. Самое важное место, точка опоры, и стартовая площадка…
В творчестве двух омских авторов Елены Гришаевой и Ксении Романенко дом – это всеобъемлющий, центральный образ, микрокосм, летящий в пространстве и времени. Изображенный снаружи и изнутри, общим и крупным планом, узнаваемый и подразумеваемый, в графике и живописи. Общая интонация выставки соединяет романтическое, несколько ретроспективное видение и здоровую, добрую иронию.
В живописи Елены Гришаевой архитектурные мотивы занимают значительное место: это и узнаваемые уголки старого города (Осень на Почтовой, 2015), и архетипичные серые сибирские дома (Март, 2015; Серый день, 2015), и знакомые до боли «хрущевки» (Клетки, 2018). Очаровательная ветхость уходящей натуры городской частной застройки полюбилась многим поколениям омских живописцев и графиков, и работы Елены продолжают эту традиционную линию. Однако у автора есть свой собственный прием, благодаря которому крупные живописные полотна заметны на выставках пейзажа. Художник придерживается аналитических принципов передачи натуры: реализм формы и цвета подкрепляется стилизацией, геометризацией. Композиция выстроена тщательно, возникает иллюзия «прибранности», упорядоченности. В цикле «Вдоль забора» (2019) непримечательная разруха звучит строго, автор хочет придать порядок, оправдать нагромождение этих нестройных покосившихся заборов, перемежающихся огородами и голыми ветвями кустарников.
Возможно, именно поэтому часто временем действия в картинах Елены Гришаевой становится зима, когда «засыпет снег дороги, завалит скаты крыш…», когда нет визуального шума, белизна и чистота звучат торжественно. Зима обобщает и одновременно подсвечивает постройки, деревья и ограды. Причем температура цвета может быть и звеняще-морозной, и оттепельной, ахроматической. Крыши кварталов эволюционируют в горные цепи с сияющими на солнце пиками (Снежные вершины, 2020).
Горы как визуальный рефрен появляются в работах 2015 – 2017 годов, написанных по впечатлениям от природы Башкирии (Горы Башкирии, 2015, 2017). Елена исследует структуру, форму и цвет живого камня, выстраивает архитектуру ландшафта, которая рифмуется со строением домов. Рукотворное и сотворенное природой в равной степени интересны художнику, укладываются в выбранный творческий метод.
*Графика Ксении Романенко полна теплой иронии и любования повседневностью. В ее крупных печатных листах есть место и архитектуре дома, и тому, что находится внутри. Серия 2017 года «Красные зори» – это наблюдение за тихой жизнью уютного старого города, внимание к необходимым для этого уюта мелочам: растениям в кадках, котам, ажурным занавескам в окнах. И если у Елены Гришаевой пронзительная красота этих улиц выходит к зрителю через обобщенные формы и цвет, то Ксения предлагает проследить биографию своих натурщиков (домов), проявленную в линиях резного декора, разномастных филенках и наличниках. Объединяющий цвет серии – красный – отсылает к названию улицы и добавляет бодрости немного сонным локациям.

Три работы серии «Тихий час» так же связаны общей пластикой и цветом, здесь можно увидеть дом изнутри, непарадное и сугубо личное пространство с узнаваемой мебелью, щучьим хвостом, маленьким неспящим (несмотря на все усилия) человеком и, конечно, огромным умывающимся котом. Художник приглашает заглянуть в свой мир, укутывающий и нежный, но описанный ярким и смелым языком. Графическим листам Ксении присущи сочная и лаконичная пластика, точно найденный пятновой рисунок и динамика. Всё и все куда-то либо летят, либо собираются в полёт (серия «По святым местам», 2021, «Летящая», 2022 ).
Чуть более прочно привязаны к плоскости герои серии «Под монгольским дубом», 2022, дальневосточные Адам и Ева, и их красавцы-тигры. Условная стилизованная пластика обнаженных повторяется в ветвях и листьях, лапах кошек, женщина, мужчина и животные находятся в гармонии и приятной меланхолии. В листах «Море волнуется - раз», «Море волнуется - два», 2022, напротив, оживленно и весело. На смену томности и спокойствию приходят игра, флирт и готовность к совместному полету. Формы бумажного кораблика же напоминают дом как прообраз общего будущего героев.

Два автора, работающие в различных техниках, во многом созвучны. Общность мотивов, творческая смелость, поиск и размышления сближают Ксению Романенко и Елену Гришаеву. Художники открывают для зрителей двери и окна своего летающего дома-ковчега, а авторский взгляд, внимательный и нежный, убеждает в том, что красота в глазах смотрящего.
Екатерина Кудряшова

Выставка будет работать
с 1 сентября 2022 года по 23 сентября 2022 года
по адресу: ул. Лермонтова, 8, Дом художника
Телефоны для справок: 31-20-61, 31-91-35