Image

Десятая лекция

19 февраля, 17 часов

Занятие десятое. Музей изобразительных искусств: от Ф.В. Мелёхина к А.М. Гольденблюму и далее всегда

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (ООМИИ).

Основанием музея считается открытие 21 декабря 1924 года выставки художественных поступлений в Западно-Сибирский Краевой музей.

Основателем музея является Федор Васильевич Мелёхин, который для пополнения музейных коллекций выезжал в Москву и Ленинград, в ГМФ, где  хранились национализированные художественные ценности из собраний быших владельцев.

С 1940 г. - Омский государственный музей изобразительных искусств.

С 1954 г.- Омский областной музей изобразительных искусств.

С 1995 г. - Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Собрание музея.

В 1927 г. в омском музее насчитывалось 2555 ед.хр., в его соств входили и часть коллеций из фондов ЗСКМ, ХПТ им. Врубеля.

На 01.01.2017. фонды ООМИИ составляют свыше 24 тысяч ед.хр.

Музей размещается в двух исторических зданиях в центре города: бывшем Генерал-губернаторском дворце (построен в 1859-1862 гг., арх. Ф. Ф. Вагнер; (ныне ул. Ленина, 23);  бывшем Торговом корпусе (1914 г., арх. А. Д. Крячков (ныне ул. Ленина, 3); в настоящее время ведутся ремонтные и рестврационные работы в третьем помещении музея - в здании  «Саламандры» (со стороны ул. Музейной), где будут располагаться постянные экспозиции искусства ХХ в. и экспозиции «Эрмитаж-Сибирь». 

Директора и сотрудники музея

Фёдор Васильевич Мелёхин (13.02.1882, Владимирская губ. - после 1932).

Выходец из крестьянской семьи, после революции примкнул к армии Колчака, осел в Омске. Оказавшись сотрудником Краевого музея, загорелся идеей основать картинную галерею. С этой целью Ф.В. Мелехин выезжал в Москву и Ленинград для отбора и отправки в Омск произведений искусства из национализированных фондов. Его консультировали Игорь Грабарь и ведущий арткритик двадцатых годов Абрам Эфрос. Из знаменитых коллекций Юсуповых, Романовых, Саксен-Альтенбургских, Рябушинских  в Омске оказались произведения И.Б. Лампи, Репина, Серова, Поленова, Васнецова, Кончаловского, Машкова, Лентулова . Благодаря настойчивости Мелёхина омский музей имеет произведения великого Врубеля.

Адрес музея: «Дворец» – такое объявление появилось в омских газетах в начале 1924 года, накануне открытия одной из первых в Сибири картинных галерей. Одним из первых посетителей нового омского музея стал Николай Рерих, возвращавшийся из своей Транс-гималайской экспедиции. Среди экспонатов сибирской коллекции художник обнаружил и собственные работы: «Ладьи» и "Гнездо преблагое". Н.К. Рерих, не заств на месте директора, оставил деньги для достойного оформления своих работ. В записке указал, как оформить работы, его просьба была выполнена».

     В пору очень успешного становления музея его основатель вдруг исчез, лишь спустя десятилетия из архивных документов КГБ/ФСБ стало известно, что после ареста и тюрьмы он оказался в сибирском городе Тара, способствовал открытию там краевого музея. А после, получив разрешение на командировку, уехал с семьей в Москву. Больше фамилия Мелехина нигде не встречается.

Основатель ООМИИ им. М.А. Врубеля утверждал: «Музей не кунсткамера, не хранение редкостей, а дом науки». Этому завещанию омский музей по большому счету следует на протяжение всей своей истории.

Давыденко, Иван Максимович

Омск, Красноярск.

Искусствовед, педагог.

Участник Великой Отечественной войны.

08.03.1907, д. Старые Громыки Ветковского уезда Гомельской губ. (Белоруссия) - 12.06.1997, Красноярск.

Окончил Тамбовское ХПедУ (1931), преп. А.А. Бучкури, учился на курсах по истории искусства в Центральном ИПК МК РСФСР (1958). С 1934  жил в Омске, преподаватель и завуч Омского ХПедУ, первый директор ООМИИ (1940-1941). С 1946 – в Красноярске: преподаватель, директор Красноярской ХШ им. В.И. Сурикова (1946-1958), КХУ (1958-1968). Публикации с 1940-х: Картины передвижников в Омском музее. Буклет. - Омск, 1941; Художники Красноярска. - Красноярск, 1978; Щедрый талант (А.П. Лекаренко). -  Красноярск, 1987; Художники Красноярска. - Л.: «Художник РСФСР», 1980; Т.В. Ряннель. Альбом. – Любляна,  1991 и др.

В историю омского музея вошёл  Анатолий Морицович Гольденблюм (22.05.1898, Санкт-Петербург – 1972, Омск, Старо-Восточное кладбище); из семьи М. А. Гольденблюма — русского дирижёра и музыкального критика, учился на ИФФ СпбГУ и  в Военно-медицинской академии. С 1932 по 1936 годы Гольденблюм работал заведующим культотдела Малого академического оперного театра, а с 1936 по 1940 годы — директором музея ГАБТа.Участник ВОВ, А.М. Гольденблюм в 1947 г. по направлению Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР был направлен в Омск, где в 1947—1967 годах занимал должность директора Омского музея изобразительных искусств. При его участии музей пополнился произведения талантливых художников не только Москвы, Ленинграда, Свердловска, Хабаровска, Красноярска, Ярославля, но и омских авторов. За период с 1950 по 1955 годы коллекции музея значительно возросла, особенно в части работ советских мастеров, а из фондов Государственной Третьяковской галереи в 1955—1962 годах в Омск было передано около ста произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства. А. М. Гольденблюм — автор нескольких книг и многочисленных публикаций по различным вопросам искусства, был одним из первых действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (впоследствии — общество «Знание»). Также занимался педагогической деятельностью — преподавал в Омском музыкальном училище им. В. Шебалина и в Омском педагогическом институте.

В ГАОО хранится фонд Гольденблюма: основной частью фонда являются лекции, статьи по истории русского искусства, об Эрмитаже, о работе омских художников, о классической музыке, коллекция писем, автографов и фотографий выдающихся деятелей науки и искусств Ф.И.Шаляпина, А.Неждановой, Ц.А.Кюи, К.Коровина, письма наркома просвещения Луначарского и актеров Большого театра.

Коников Борис Александрович, к.ист.н., проф., выпускник ОМГПУ 1973 г., в 1995 по 2011 гг. возглавлял ООМИИ.

Юрий Викторович Трофимов родился в 1978 году в селе Могильно-Посельское Большереченского района Омской области. 
После окончания ОмГПУ в 2000 г. – м.н.с., зам.директора по развитию ОГИК музея. В 2011 г. назначен директором ООМИИ им. Врубеля. 

Гонтаренко (Спиридонова), Антонина Николаевна

Омск.

Искусствовед, музейный специалист.

02.05.1926, Ленинград – 06.09.1981, Омск.

Училась в ОГПИ (1945-1948); регулярно проходила стажировки в ГРМ, ГТГ. В ООМИИ работала с 1948: внештатный лектор, м.н.с., с.н.с. Внесла крупный вклад в комплектование фондов ООМИИ  произведениями русских художников конца XIX - XX века: В.Э. Борисова-Мусатова, А.А. Осмеркина, З.Е. Серебряковой, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова, М.А. Волошина, Н.С. Войтинской, А.В. Фонвизина, Л.А. Бруни, Н.Я. Симонович-Ефимовой и др. А.Н. Гонтаренко принадлежат атрибуции работ: «Портрет сестер Петровых» В.М. Ходасевич, «Портрет Сукачевых» Е.В. Александровой, «Портрет Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» С.И. Дымшиц-Толстой, «Портрет сестер Самойловых» И.И. Машкова, «Портрет Е.М. Лебедевой» Е.В. Гольдингер, эскиз костюма Париса к трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» А.А. Экстер и др. Публикации с 1950-х по вопросам русского искусства в собрании ООМИИ: Каталог Омского музея изобразительных искусств. Живопись. Графика. Скульптура. Русское дореволюционное и советское искусство (Омск, 1955), Произведения К.А. Коровина в Омском музее. Каталог (1980), Юбилейная выставка Б.М. Кустодиева в Омском музее. Буклет (1980), Омский музей изобразительных искусств. Живопись. Каталог (Л.: «Художник РСФСР», 1980), Омский областной музей изобразительных искусств. Русское дореволюционное искусство. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Скульптура. Альбом (Л.: «Художник РСФСР», 1986) и др. Автор ряда музейных выставок по русскому искусству конца ХIХ – начала ХХ вв. Участвовала  в музейных лекториях, читала циклы лекций в культпросветучилище и педучилище, Межсоюзном клубе студентов и народных университетах культуры. Будучи членом общества «Знание», читала лекции на предприятиях города, в районах Омской обл. (1940-1970-е). Автор и участница радио- и телепередач. Жизни и творчеству А.Н. Гонтаренко посвящена книга: Крепкая О.Н. Узнай прекрасную судьбу  (Омск, 2007).

Чирков Владимир Федорович, 1947 г.р., ст.н.с., к.филос.н., доцент, з.д.к.ОО, главный хранитель ООМИИ (1980-1986). Комплектование музея: Моисеенко, Попков, Булгакова, Ситников, Нестерова, Айвазян и др. Хранение, выставки, внемузейные связи (ГММК, Музей этнографии АрмССР).

Спирина, Ирина Викторовна

Омск.

Искусствовед, музейный специалист.

 24.05.1951, Омск – 25.11.2007, Омск.

Окончила филол. фак-т ОГПИ (1972), ФТИИ ИР (1984). Работала в ООМИИ (1973-2007): с.н.с., зав. массовым отд., зав отд. ДПИ. Публикации с 1974 по истории коллекций ООМИИ, истории музея, истории художественного образования и архитектуре Омска: Старинные часы, бронза, мебель. Буклет (1976); Древние сокровища Сибири. Каталог (1988); История создания музея изобразительных искусств в Омске (1870-е – 1930-е годы). Монография (2004); Мифологические сюжеты и символы в памятниках искусства Востока из собрания ООМИИ им. М.А.Врубеля. Каталог (2005); Изделия фирмы Фаберже в собрании Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Каталог (2007) и др.  Участница научных конференций в ГЭ, Царском селе, ООМИИ и др. Положила начало формированию нового раздела коллекции музея – древнего искусства Сибири (1663 ед.хр.; совм. с В.И. Матющенко, А.И. Петровым, А.Е Чернявской, Б.А. Кониковым). В 2002 организовала всероссийский научный коллоквиум: «Памятники археологии и художественное творчество». Награды: лауреат премии им. Ф.В.Мелехина (2002); обладатель серебряного знака «Декабрьские диалоги» (Омск) и др.  

 Ирина Григорьевна Девятьярова, к.и.н., гл.специалист музея,  выпускница филологического факультета ОГПИ, факультета теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С первых лет работы в музее активно уделяла внимание пропаганде искусства: участвовала в экскурсионной работе, читала лекции в музейных лекториях, телевизионных передач цикла «Сокровища Омского музея». Автор  ряда альбомов, каталогов по русскому искусству к.19.-нач.20 вв.

Чернявская, Анна Евгеньевна

Омск.

Искусствовед, музейный специалист, педагог.

Заслуженный работник культуры РФ (1999).

Род. 25.04.1953 в г. Спола Черкасской обл. Украинской УССР.  Окончила каф. истории искусств УрГУ (1979). Дипломная работа:  «Русский живописный портрет XVIII – нач. XX века в собрание Омского областного музея изобразительных искусств», рук. Б.В. Павловский; Академию переподготовки работников культуры МК РФ (2002). Член АИС (1999). В ООМИИ работает с 1981: н.с., гл. хранитель музея и хранитель коллекции зарубежной живописи (с 1985), зам. директора по учету и хранению музейных ценностей (с 2001). Публикации с 1980-х по вопросам истории, атрибуции произведений европейских мастеров, творчеству омских художников, истории музейных коллекций  (более 100): Натюрморт «Ванитас» Мишеля Буйона // Музей. 1987. - № 8. - С. 155-157; Сокровища Омского музея изобразительных искусств: Русское и западноевропейское искусство. Живопись. Альбом. Книга первая / Вст. ст., коммент., науч. каталог западноевропейского искусства. – Омск, 1994 (в соавт.); Художники Омска: Каталог. – Омск, 1994; Opere dell’Europa occidentale. Secoli XVI-XX. – I tesori degli zar. I capolavori della Russia. L’oro Pegli Sciti. – Verona, 1996. – С. 18-20, 53-114, 218-222; К вопросу комплектования музейного собрания на примере выставки-публикации «Поступления в музейные коллекции в 1980-90-е годы» // Декабрьские диалоги. Материалы научной конференции памяти Ф.В. Мелехина. Вып. 2. - Омск, 2000. –  С. 69-73; Каталог выставки «Нидерландская живопись из музеев Сибири XVI-XIX». – Томск, 2002 (в соавт.); Французская живопись и скульптура XVII — нач. XX века в собр. ООМИИ им. М.А. Врубеля. - Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2010. - 128 с., илл. и др. Занимается комплектованием музейных фондов (более 2000 ед. хр). Награды:  обладатель серебряного знака «Декабрьские диалоги» (Омск); премия им. М.А. Врубеля за подготовку и проведение выставки «Нидерландская живопись из музеев Сибири» (2002, в сост. авт. колл.).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ