Image

Четырнадцатая лекция

  7 мая,  17 часов
Занятие четырнадцатое.
Омск художественный на рубеже веков: от первого «исхода» до дня нынешнего

(встречаемся в Доме художника, ул. Лермонтова, 8; 16.45).

Омск художественный в конце ХХ – в начале XXI вв. представляет громадный общекультурный интерес, к анализу которого наука еще и не приступала: расстояния для того, чтобы увидеть большое, оказывается образовалось  еще  не достаточно. Сейчас можно лишь сказать общие слова: это было время смены двух эпох, двух политических, экономических, культурных, и, как оказалось, социальных систем. 

Самые известные культурные факты того времени. Образуется несколько новых театров: Пятый театр, Театр Л. Ермолаевой, Театр «Галерка»; несколько танцевальных и оркестровых коллективов; три новых музея: ГМИО (1991), Музей К. Белова (1992), ГОХМ «Либеров-центр» (1994).

В сфере изобразительного искусства 1986-ой год отмечен знаменательным событием: в Доме художников проходит выставка с красноречивым названием «Выставка не членов СХ», в которой принимают участие «левые» выпускники или студенты ХГФ: Бугаев, Владимиров, Герасимов и др.  Одно за другим или параллельно возникают и исчезают творческие и выставочные объединения: ЭХО, Крест, Скит, Ученики Глазунова, Кучум, М`Арт; появились первые частные галереи: Вячеслава Сёмушкина, ДВАЭЛ, Д`Арт / Лошадь Пржевальского,  Мир искусства и др.; первые корпоративные банковские коллекции: ОПСБ/ОТП банк, АЛЬФА банк; первые частные дизайн-студии: ТОР А.В. Дударева и др.

В октябре 1990 года произошло знаменательное событие: в Красноярске  (Чернолучье) состоялась многодневная, с участием зарубежных (США) специалистов, интеллектуально-деятельностная игра «Развитие города в условиях рыночной экономики», организатором которого выступили городские власти, а кураторами - молодые методологи из Московской методологического кружка П.П. Щедровицкого (рук. С. Попов). Главный результат игры - выявление потенциального интеллектуального актива города:  В.Н. Стеанов (банкир), О. Осипов (предприниматель), Я. Коняев (чиновник), В.Г. Рыженко (ученый), В.Ф. Чирков (искусствовед) и др.

Одним из конкретных результатов игры стало создание ГМИО (первоначально МХКиБО), который и стал организатором первых крупных выставочных и научных проектов: «Накануне рубежа веков» (1994), «Война и Мир или Ад и Рай» (1995), «Человек в пространстве времени» (1996), «первые Омские искусствоведческие чтения» (1996) и др.

Но именно это время, рубеж 1980-1990-х отмечен в истории Омска первым исходом: художники, дизайнеры, предприимчвые молодые  люди стали уезжать. Первый исход омичей произошел в конце 80-х гг. в СПб, на Пушкинскую, 10. Это были: Бугаев, Гурьянов, Куроедов, Манжаев, после Николаенко, Потапов, Д. Шорин и др.

В начале 90-х Омск прославился фестивалями модельного дизайна – работами выпускников ОГИСа под рук. Г.В. Толмачевой; со всей страны съезжались молодые дизайнеры на смотры, судьями которых выступали историки моды В. Васильев, Т. Михалкова и др. знаменитости; как следствие: получившие признание в Омске, молодые люди стали массово покидать альма-матер. Сегодня Шура Тумашева – ведущий дизайнер ледовых и эстрадных шоу в Останкино.

География омских мигрантов: Германия (Сафронов, Грабовский, Гонтаренко,  Калистратов, Потапов, Ю. Лебедева и др.), Италии (Тат. Скрябина, Н. Надеждина), Голландия (Зеля Мирзаяпова), (Чехия (Г. Александров, Вадим Кибардин), Испания (Л.Беляева), Англия, Канада (Грибановский), Австралия (Токарева), Москва (А. Сташевич, А. Шнайдер), СПб (Манжаев, Гурьянов, Гончарук, Т. Митракова и др.), Калининград (Б. Миронов), Новосибирск (Е. Заремба), Владивосток (Б. Русс), Ханты-Мансийск (В.Бугаев, Л. ПНтипова и др.) и др. Всего более 100 человек. 

Причины миграции: острая невостребованность молодых специалистов в административных, бюджетных и бизнес структурах региона. В поисках индивидуальной реализации полученных знаний в университетах города и личного креатива молодые люди находят применение в других местах – там, где этого потенциала не хватает. «Статистика»: мигранты-художники в основном реализуют свои профессиональные и художественные таланты в дизайне, рекламе, иных сферах, мало соприкасающихся с собственно художественным ремеслом. В.Г. Бугаев и Б.К. Миронов – являются исключением из этого списка:  успешно работая в области графики и актуального видео-арта, они преподает рисунок и живопись детям и студентам.  Объективно сопоставляя мигрантов и их ровесников в Омске, художественные достижения оказываются выше у омичей (может быть еще и потому, что они все время на виду): оставшись в родных пенатах, они смогли реализовать свой природный потенциал. Сегодня С.Н. Александров, Е.Д. Дорохов, Г.С. Баймуханов, П.Г. Минин,  А.Е. Гурова, Е.В. Боброва, Т.Н. Дашкова – ведущие художники Омска, Сибири, участники всероссийских выставок.  К сожалению, из все уехавших, только Г. Манжаев проводил дважды свои выставки в Омске; в тоже время омичи будут рады придти на вернисаж своих земляков.  

Фотоматериал