Image

Выставка памяти Амангельды Шакенова (1943-2018) «БАТА–БЛАГОСЛОВЕНИЕ»

Омское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации

«Союз художников России»

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Государственный областной художественный музей «Либеров-центр»

Городской музей «Искусство Омска»

Пресс-релиз

13 июля 2018 года в 17.00

в выставочном зале Дома художника

состоится открытие выставки-памяти
Амангельды Шакенова (1943-2018)   
«БАТА–БЛАГОСЛОВЕНИЕ»

На выставке представлено свыше ста живописных и графических произведений автора из мастерской и музейных собраний: ООМИИ имени М.А. Врубеля, ГОХМ «Либеров-Центр», Городского музея «Искусство Омска».

В современном изобразительном искусстве Сибири и Казахстана творчество Амангельды Шакенова представляет собой целостное художественное явление. В Омске он сложился как художник и педагог, но его сердце принадлежало исторической родине – Казахстану. И сам он называл себя художником двух культур.

Шакенов получил  признание и в России, и в Казахстане: профессор академической живописи факультета искусств Омского государственного педагогического университета, педагог, любимый и уважаемый несколькими поколениями студентов Омского худграфа, заслуженный работник культуры РСФСР, действительный академик Академии художеств Республики Казахстан. Художнику одинаково дороги были пейзажи Сибири и Казахстана. И в этом состоит гуманизм его творчества – сплачивать своим искусством два великих народа.

Родом из аула Чукут Шербакульского района на юго-западе Омской области, граничащей с Казахстаном, Шакенов никогда не терял связи со своей исторической родиной, всегда ощущал себя сыном древнего кочевого народа. Изображение Асинского джайлау, быт и развлечения аульчан во время летовки стали одними из его самых любимых тем.

В 1976 году Амангельды Шакенов вступил в Союз художников РСФСР и сразу проявил свои деловые качества. По его инициативе состоялись две творческие командировки омских художников в районы Тюменского севера по Иртышу на агиттеплоходе «Антон Макаренко». Северные циклы включают произведения разных жанров: пейзажи северных деревень, стойбища оленеводов, жанровые и трудовые сцены, мотивы нефтехранилища.

Шакенов утверждал в своем искусстве главенство принципа характерности мотива и реалистического мировосприятия. Именно отсюда происходит гармоничная цельность его пейзажных образов, наделенных внутренней динамикой и поэтичностью.

В изображениях сибирских городов художник акцентировал типичные для каждого города виды. В Омске – Крестовоздвиженский собор на улице Тарской, Свято-Никольский Казачий собор, Успенский кафедральный собор, дом купца Кабалкина (ныне – музей «Либеров-Центр»). В Тобольске – это, прежде всего, кремль – уникальный образец сибирского зодчества.

Художник обращался и к теме уходящего Омска, изображая деревянные дома на старых улицах. Он часто писал аллею, березы и дом на улице Куйбышева, где находились мастерские художников, в разное время года, выявляя изменчивые черты уже хорошо знакомых образов. 

Частые поездки в Казахстан постоянно подпитывали творческую энергию художника. Он писал виды Борового и Щучинска, хребты колоссального Заилийского Алатау, красные скалы величественной Долины замков в Чарынском каньоне. Внимание художника привлекали священные места Казахстана: мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, естественный гранитный трон и долина великого хана Абылая (XVIII в.) у подножья горы Кокше. Глубокий интерес к истории своего народа выразился у Амангельды Шакенова в обращении к образу казахского ученого и путешественника Чокана Валиханова.

В пейзажах Казахстана присутствует национальное мироощущение, выросшее из осознания природного мира, которым для казаха является земля – горы и степи, высота – широта. Универсальные первообразы – вечное небо, горы и степь, нашли широкое отражение в искусстве художника последних десятилетий.  

 С 1980-х годов в творчестве Амангельды Шакенова начинает доминировать живописный портрет. Изображая представителей разных поколений казахского народа,  художник  не только передавал особенности душевного склада своих соотечественников, но, прежде всего,  –  достоинства личности и внутреннего мира.

По казахским традициям семья, родственники – это важная составляющая национального уклада жизни, поэтому художник выступил также и в роли семейного портретиста.

Искренность, глубина чувств и переживаний Амангельды Шакенова составляют отличительную черту его многогранного творчества. Преисполненный чувством гордости и восхищения казахской культурой, художник, живущий в Сибири, сумел поднять тему выражения в живописи национального достояния и исторического наследия.

75-й день рождения Амангельды Шакенов собирался отметить персональной выставкой с презентацией своего альбома в зале Дома художников. Выставка состоится, но уже без автора. Он ушел из жизни 1 мая.

В мастерской на мольберте – его последняя,  неоконченная картина, на которой художник благословляет жизнь по древнему обычаю казахского народа – «Бата–Благословение».

 

Выставка будет работать

с 14 июля по 5 августа 2018 года

 по адресу: ул. Лермонтова, 8, Дом художника

Телефоны для справок: 31-20-61, 31-91-35