Image

Открытие выставки омских художников «Россия – Омск: Неопалимая купина»

Министерство культуры Омской области

Омское региональное отделение ВТОО «Союз художников России»

 Пресс-релиз

17 ноября 2017 года в 17 часов
по адресу ул. 70 лет Октября, 25, корпус 2
открывается выставка омских художников
 «Россия – Омск: Неопалимая купина»

Небольшая художественная выставка  «Россия – Омск: «Неопалимая купина» носит открыто тематический характер и программно благородную цель: образными, художественными средствами «остановить» человека перед искушениями новейшей истории, в частности клиповой культурой сомнительного свойства, динамизм и лёгкая считываемость которой не оставляет человеку возможности остаться наедине с собой, со своим духовным миром. Вынесенные в название выставки слова «Неопали?мая купина?» происходят из библейских текстов о горящем, но не сгорающем терновом кусте, в котором Бог явился Моисею. В контексте нашей выставки эти слова носят глубокий метафорический смысл: Россия во всех её пределах, во все времена и во всех испытаниях оставалась тем самым «не сгорающим терновым кустом», который служил и служит всей стране, каждому её гражданину – патриоту. 

Наша выставка «Россия – Омск: «Неопалимая купина» составлена так, чтобы можно было бы почувствовать  мир, в котором мы живём, как «Троичный мир» Сергия Радонежского - мир неба, земли, божественного духа, - однажды и навеки призвавшего к единству землю русскую. Экспозицию открывает небольшой иконописный ряд резных и живописных ликов Павла Минина и Сергея Патрахина, каноничность стилистики которых утверждает нас в мысли о нерушимости универсальных ценностей веры и искусства. Игра фактур, активная роль света превращают  монументальные офорты древнерусской серии Андрея Машанова  в произведения остро современного звучания и гарантируют адекватное восприятие зрителями, особенно молодыми людьми. В унисон с ними выстраиваются каллиграфии Геннадия Павлова.      

Центральная часть экспозиции решается на уровне символов и экспрессивной живописной метафоры. «Плакатный» язык монументального холста «Встречный звон» Евгения Дорохова воскрешает в памяти тему трагического звучания вечевого колокола, взывавшего к русским людям в годину испытаний. Графика аскетичного чёрно-белого колорита купола  оживлена ярким красным пятном языка колокола, служащего эмоционально-психологическим импульсом к активному восприятию выставки, взывающей к духовному очищению человека.   Фланкирующие «центральный» холст  живописные холсты Елены Бобровой, Геймрана Баймуханова, жёсткая скульптурная пластика Александра Капралова призваны, как усилить драматическое звучание «колокольного звона», так и оттенить ту часть экспозиции, которая апеллирует к человеку с гармоническими ощущениями мира.

Умозрение в красках пейзажного происхождения Ольги Кошелевой, Людмилы Белозёровой,  Георгия Кичигина, Николая Молодцова, Виктора Маслова, Леонида Медведева,  Геннадия Канунникова, Виктора Десятова, как и артефакты художников-прикладников Владимира и Ольги Крышковец, Аллы Авдиенко, Марии Мороз позволяют отвлечься от повседневной суеты, насладится природой, с разлитыми в её пределах красками, запахами цветов и трав. И  как сверх задача, как прозрение: «...  дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья»! (А.С. Пушкин).

Павел Александрович Флоренский в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному [Сергию Радонежскому]. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность». Сила России во всех её пространственных и временных пределах в том и состоит, что «первоузел» духовности, изошедший от Сергия Радонежского,  получал своё развитие во все, особенно критические,  времена, выдвигая на сакральную роль ту или иную личность, вокруг которой соборовался народ как единство. Именно поэтому заключительная часть экспозиции выставки приобрела персонифицированный характер выражения идеи «России как неопалимой купины»: три холста Георгия Пилипенко – «Портрет Достоевского», «Портрет Солженицына» и  «Голова пророка» -  символизируют   несгибаемость, несгораемость человеческого духа, лежащего в основе вечности нашей страны - России.  

Кураторы выставки 
искусствовед, кандидат философских наук, доцент Владимир Чирков,
Заслуженный художник РФ, председатель ОРО ВТОО «СХР» Андрей Машанов

 

Выставка будет работать
с 17 ноября 2017 года
по адресу: ул. 70 лет Октября, 25, корпус 2 (Экспоцентр)
Телефоны для справок: 31-20-61, 30-13-40

Вторник, среда, четверг, воскресенье – с 10 до 19 часов
Пятница, суббота – с 12 до 21 часа
Понедельник – выходной
Вход на выставку свободный.